Каталог компаний      Новости компаний      Публикации      Прайс-лист      Объявления      Выставки      Термины      Top 100 Вход  •  Регистрация

РЕМОНТ.   ОТДЕЛКА.   СТРОИТЕЛЬСТВО
Ремонт. Отделка. Строительство
 
Фотогалерея Деревянный дом
 
Мебель на Remlist.ru
 
Недвижимость СПб на Remlist.ru


ТЕМА МЕСЯЦА




 Строительные и отделочные работы
 Дизайн и архитектура
 Отделочные материалы
 Строительные материалы
 Окна
 Двери и перегородки
 Системы охраны и связи
 Климатическая техника
 Сантехника
 Электрика и электротехника
 Строительный инструмент
 Строительное оборудование



 Загородная недвижимость
 Интерьеры квартир
 Коммерческие помещения


 


Михаил Филиппов – один из самых известных и востребованных сегодня российских архитекторов. Его первая постройка - Государственный еврейский театр в Москве - удостоена премии на Пражской квадриеннале в номинации «Лучший Театр Европы» в 1999 году. «Римский Дом» в Казачьем переулке признан лучшим объектом коммерческой недвижимости Mосквы на Венецианской биеннале в 2008 году. Сегодня в Москве строится комплекс элитных особняков «Итальянский квартал», где воплощены все представления мастера о том, какой должна быть настоящая архитектура. Во главу угла поставлена идея «город в городе»: парадные фасады особняков выходят не на улицы, а во внутреннее пространство, которое образуют три двора-площади и пешеходная прогулочная зона между ними. То есть чтобы увидеть квартал во всей красе, надо оказаться внутри, а не снаружи. Архитектор сделал проект в стиле итальянского классицизма, создал новую типологию классического здания, новый архетип в стилистике старой, домодернистской архитектуры - строгой, уравновешенной, c идеальными пропорциями.

Давайте начнем с такого вопроса. Что такое в понимании архитектора-классика классика вообще?
Действительно, термин «классика» сегодня страшно дискредитирован и непонятен. Помню, когда начинался журнал «Проект Классика», мы открывали его в галерее Щусева, Григорий Ревзин устроил шуточную выставку, на которой было много классических предметов: колбаса «Классическая», колготки «Классические» и т. д.

Я был первым архитектором-классиком в Москве и исповедую эти взгляды с 1979 года в полном и категорическом одиночестве. В советское время в 1984 году я получил премию «Стиль 2001 года» за серию акварелей о городе будущего. Тогда мне казалось неизбежным, что архитектура вернется к зданиям в духе старой Москвы. С тех пор в моих взглядах мало что изменилось.

Ну почему же в одиночестве? По-моему, в Питере работает целая школа.
В Петербурге все ограничено одним человеком – Максимом Борисовичем Атаянцем, в Москве всерьез нет никого.

Чем отличаются классическая и современная архитектура?
Эстетические принципы, на которых основана старая и современная архитектура, – абсолютно разные. Например, возьмем этот мобильный телефон. Эстетический принцип, на котором основан мобильный телефон или любой современный предмет, тождественен эстетическому принципу, который лежит в основе архитектуры.

А представьте, к примеру, здания эпохи ампир, церковь Мадлен в Париже или Михайловский дворец Росси в Петербурге. Попробуйте сравнить их с ампирным стулом. Вы с удивлением обнаружите, что между ними вообще нет ничего общего, это совершенно разные жанры. Если вертикальная опора здания расширяется книзу, то у стула все наоборот, ножки книзу «утоняются». Эстетика архитектуры основана на неподвижности, и поэтому все здания, и в эпоху готики, и классицизма, и даже модерна, «утоняются» кверху. Это основной принцип архитектуры.

Изобретение железобетона и его применение в архитектуре Огюстом Перре и Ле Корбюзье связаны с желанием придать устойчивому зданию форму неустойчивости, летучести. В момент перехода к модернистской архитектуре «убирание излишеств» точно совпало с нашим устремлением в космос. В 1956 году состоялось историческое совещание строителей, а в 1957 году в космос полетел первый спутник. В 1961 году началось новое гонение на церковь, потому что Гагарин не увидел Бога на околоземной орбите. Получается, что все эти вещи очень связаны.

Современная архитектура по своим формам неустойчива. У нее, в отличие от старой архитектуры, нет никаких эстетических критериев. Например, о каких пропорциях может идти речь при разговоре о «Москва-Сити»? Там можно добавить сорок этажей или убрать, и от этого эстетический характер здания не изменится. А разве можно представить, что можно прибавить даже метр к зданию Палладио? Или к античному ордеру хотя бы сантиметр?

Выясняется, что красота присуща только определенной жесткой стандартизированной форме, как, например, форме человеческого тела. То, что красиво для лошади, совершенно безобразно для женского тела. Применение одних и тех же эстетических категорий к разным по существу предметам говорит об отсутствии этих категорий, об отсутствии красоты, то есть об онтологическом безобразии. Этот печальный факт относится к тому, что мы называем современной архитектурой.

Это и стало моим главным открытием. То, что мы называем современной архитектурой, модернизмом, эстетика, основанная на пяти принципах Корбюзье, архитектурой не является вообще.

Но есть же признанные здания-шедевры
Не спорю, есть. Архитектура в виде интересной модернистской скульптуры иногда получается. Дом над водопадом Райта, Стеклянный дом на Лонг-Айленде Филиппа Джонсона, павильон Мис ван дер Роэ в Барселоне.

Значит, разрешаем им быть?
Да, но не разрешаем быть районам Митино, Орехово-Борисово и тысячам подобных одинаковых кварталов. Мы не разрешаем быть даже Дефансу и Сити, потому что они не представляют человеческой среды.

Вы можете себе вообразить целый город современных зданий? Архитектура – это форма бытия, и я сейчас говорю о городе, о среде обитания, а не о каких-то отдельных памятниках, пусть даже изумительных.

Знаете, как можно коротко сформулировать принцип современной эстетики? Дизайн упаковки. Если архитектура – это форма, то современное здание – это упаковка для определенной функции. А упаковка – это гроб, в нем может существовать предмет только в неживой форме. Современная архитектура не имеет никакой градостроительной ценности, она агрессивна и нам некомфортно оттого, что эта среда вокруг нас.

Я не знаю ни одного города, куда бы люди приезжали ради современной застройки. Обычно едут гулять в центр старого города. В этом наше существенное отличие от других эпох, мы не являемся патриотами своего времени, мы живем вне архитектуры. Мы любим среду, которая возникла задолго до нас. Интересно, это даже не вопрос стиля архитектуры, нам ведь не нужно, чтобы обязательно был классицизм, рококо, барокко или готика. Главное – чтобы не было ничего современного. В старом городе мы видим калейдоскоп, мозаику, коллекцию старых зданий, как в музее. С другой стороны, для архитектора это упрощает задачу – надо просто смотреть на то, что красиво, и строить то, что нравится.

Получается, задача архитектура – возрождать погибшее, а не создавать новое?
Да. Все реальные движения искусства – это возрождение. Любое движение вперед – это возвращение к Золотому веку. Прогресса нет, мы никуда не развиваемся.

Если в 60-е годы, в эпоху расцвета модернизма, мы мечтали о коммунизме, то сейчас можно считать, что коммунизм мы построили, ведь мы живем в обществе потребления. Но такое общество существовать больше не может, даже с экологической точки зрения. Мы выпустили джинна из бутылки, и он связан даже не с энергопотреблением, не с озоновыми дырами, а с быстрой сменой вещей. Человечество хочет менять вещи в десять раз быстрее, чем это было в старину. Чем быстрее динамика движения от фабрики до помойки – тем устойчивее общество, у него, как у велосипеда, устойчивость динамическая. Но обрыв уже близок. То, что мы сейчас называем кризисом, – это начало нового общества.

Кризис – это и архитектурное явление, что интересно. Здание, дом стал просто вещью, товаром. Сама идея дома распалась на квадратные метры. Все эти современные дома не стоят того, что за них просят. Когда вы покупаете квартиру, вы мечтаете оставить ее внукам, но она до этого не доживает.

Поэтому единственный выход - возрождение старой устойчивой архитектуры. Но тут возникает вопрос, как возрождать. Современное сознание устроено так, что просто вернуться, восстанавливая каноническое искусство, невозможно. Для того чтобы оживить старую эстетику, нужно искать темы, которые мало употреблялись. Для меня такой темой стала эстетика руины. Она в архитектуре существует очень давно, был построен ряд старых сооружений, но новых не делалось. Эта тема очень интересна: городская реконструкция, обстройка руин.

Как бы вы характеризовали современную архитектурную среду Москвы?
Это очень грустно, но я думаю, что сейчас как города Москвы на самом деле нет. Хотя я очень ее люблю и в отличие от многих защитников хорошо знаю.

Вы это связываете с застройкой последних лет?
Москва гибнет еще со сталинского времени, но главный ущерб городу был нанесен в 70-80-х строительством в центре одинаковых серийных домов для советской элиты. Вы не найдете ни одной улицы, которая не была бы испорчена застройкой того времени.

Но если Москва умирает уже довольно давно, то подмосковные города погибли совсем недавно, уже на моих глазах. Например, Люберцы, Красногорск, где была уничтожена малоэтажная застройка, которую возвели пленные немцы. Более 50 лет там действовал запрет на строительство многоэтажных домов, а сейчас все застроили высотками. Заселившая пригороды Москвы провинциальная орда хочет жить в небоскребах, только тогда у них возникает уверенность, что они живут в столице. И что поразительно, мы позволили этой публике разрушить Подмосковье.

А каким же должно быть массовое строительство, если не многоэтажным?
Последние двадцать лет моей жизни я пытаюсь доказать, что массовое строительство нужно осуществлять по тем же принципам, что и старый город, что это возможно. По существующей градостроительной регуляции в Москве на одном гектаре можно построить максимально 30 тыс. кв. м, большее все равно будет снято на Градостроительном совете. А что такое 30 тыс. кв. м? Это четыре пятиэтажных дома, а вовсе не высотное здание. В Подмосковье ограничение еще жестче - 12 тыс. кв. м на гектар, там вообще должна быть двухэтажная застройка.

Я создаю реальные проекты по этой теме. Знаете, какова себестоимость квадратного метра в комплексе «Маршал» на улице Рыбалко со всеми его ордерами, руинами и колоннами? 29 тыс. рублей. Мы проходили экспертизу, как в советское время по цене, мы дешевле, чем панельное типовое строительство. Поэтому я могу доказать любому экономисту, что строить нормальный дом дешевле.

Те же принципы лежат в основе проекта «Медиадеревни» в Красной Поляне для Олимпиады в Сочи. Это будет самый оригинальный градостроительный проект. Мне хочется показать, что эту жар-птицу - красоту старого города - можно схватить за хвост. На 33 га мы хотим создать комфортную для человека среду. Треть города займет зеленая зона, часть отдается под ритейл, под гостиницы. Мы строим этот город так, чтобы люди, приобретая там недвижимость, понимали, что эта застройка никогда не выйдет из моды, качество будет оставаться высоким, а дом можно будет оставить внукам.


Источник: www.domania.ru


 
Михаил Филиппов: «Массовое строительство должно основываться на тех же принципах, что и классическая архитектура»
Как все начиналось
Всплеск загородного строительства в начале 90-х был обусловлен...
Обаяние французского прованса
Концептуальная основа стиля прованс навеяна очарованием...
Игра в "Классиков". Традиции стилевой архитектуры и современное загородное строительство
Перед концертом джазовой музыки, ведущий сказал несколько слов об...
Строим дом…
Собственное жилье - путь от идеи до воплощения
Собственное жилье - понятие, на первый взгляд, привычное. У каждого...
Мир биодизайна
Многочисленные рецепты создания интерьера при всем своем разнообразии...
все статьи  





Малярный инструмент Color Expert (Германия) по низким ценам Предлагаем своим покупателям малярный инструмент COLOR ...
Системы вентиляции AERECO на Российском Архитектурно-строительном форуме. С 17 по 20 мая в выставочном комплексе ...
Новый семинар AERECO для ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний и частных лиц Компания AERECO расширяет программы обучающих ...
Системы вентиляции AERECO на выставке «Малоэтажное строительство 2016» С 13 по 15 апреля, на территории Нижегородского ...
Системы вентиляции AERECO на выставке «Стройка и Ремонт» С 21 по 22 марта, в областном государственном автономном ...
все новости   









Рейтинг Remlist

Copyright © 2005    M&T Consulting ltd.    Все права защищены.